Веселый язычок

Логопед в детском саду

Формирование речевого аппарата у ребенка начинается в годовалом возрасте, появляются первые  связные слова, простые предложения. Когда ребенок произносит слова и звуки, родителям тяжело понять, насколько правильно он говорит, правильно ли развивается его речь.

Специалисты рекомендуют первый раз показать ребенка логопеду в возрасте двух лет. Сделать это можно в любой детской поликлинике.

Следующий этап, когда могут проявляться нарушения речи, это возраст 4-5 лет. В этот период наши дети ходят в детский сад, где они много общаются друг с другом, перенимают манеру разговора взрослых.

 Повлиять на ошибки в речевом произношении могут различные факторы, начиная от формирования неправильного прикуса и заканчивая психологическим состоянием ребенка и его банальной ленью четко произносить звуки. Именно поэтому в каждом ДОУ должен работать учитель- логопед.

 Основные задачи работы учителя-логопеда:

  • своевременное выявление нарушений развитие речи воспитанников и определение их уровня и характера;
  • устранение этих нарушений и их профилактика;
  • распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.

Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическому
  • коррекционно-развивающему
  • консультативно-профилактическому
  •  методическому

Цель деятельности учителя-логопеда - совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, создание условий для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Для эффективной работы проводится логопедическое обследование в начале, середине и конце учебного года.

Задачи обследования:

  • Выявление особенностей и трудностей в речевом развитии.
  • Определение структуры речевого дефекта.
  • Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуру речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
  • Постановка заключительного речевого диагноза.

При обследовании используются методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в течение учебного года. На основании диагностики проводится индивидуальная и фронтальная (подгрупповая) работа в соответствии с тематическим планом.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:

  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • обучение детей пониманию обращенной к ним речи;
  • развитие органов артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование правильного произношения фонем;
  • дифференциация звука;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

 Фронтальные (подгрупповые) занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 – 25 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож­дения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей обра­зовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

 Консультирование 

В консультативной деятельности учителя-логопеда решается комплекс задач:

  • оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
  • своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
  • разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

В ходе консультирования родителям предлагаются результаты логопедических обследований ребенка, обозначаются проблемы речевого развития и семейного воспитания, даются конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставляется методическая литература для повышения логопедической компетенции родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.

 

Консультации, рекомендации для педагогов и родителей:

Двадцать простых советов логопеда родителям

Причины речевых нарушений

Правильное речевое развитие

Предупреждение недостатков речи

Рекомендации логопеда

Советы логопеда