Веселый язычок
Логопед в детском саду
Формирование речевого аппарата у ребенка начинается в годовалом возрасте, появляются первые связные слова, простые предложения. Когда ребенок произносит слова и звуки, родителям тяжело понять, насколько правильно он говорит, правильно ли развивается его речь.
Специалисты рекомендуют первый раз показать ребенка логопеду в возрасте двух лет. Сделать это можно в любой детской поликлинике.
Следующий этап, когда могут проявляться нарушения речи, это возраст 4-5 лет. В этот период наши дети ходят в детский сад, где они много общаются друг с другом, перенимают манеру разговора взрослых.
Повлиять на ошибки в речевом произношении могут различные факторы, начиная от формирования неправильного прикуса и заканчивая психологическим состоянием ребенка и его банальной ленью четко произносить звуки. Именно поэтому в каждом ДОУ должен работать учитель- логопед.
Основные задачи работы учителя-логопеда:
- своевременное выявление нарушений развитие речи воспитанников и определение их уровня и характера;
- устранение этих нарушений и их профилактика;
- распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.
Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическому
- коррекционно-развивающему
- консультативно-профилактическому
- методическому
Цель деятельности учителя-логопеда - совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, создание условий для формирования правильного речевого развития дошкольников.
Для эффективной работы проводится логопедическое обследование в начале, середине и конце учебного года.
Задачи обследования:
- Выявление особенностей и трудностей в речевом развитии.
- Определение структуры речевого дефекта.
- Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуру речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
- Постановка заключительного речевого диагноза.
При обследовании используются методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в течение учебного года. На основании диагностики проводится индивидуальная и фронтальная (подгрупповая) работа в соответствии с тематическим планом.
Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- обучение детей пониманию обращенной к ним речи;
- развитие органов артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой моторики;
- формирование правильного произношения фонем;
- дифференциация звука;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.
Фронтальные (подгрупповые) занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 – 25 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Консультирование
В консультативной деятельности учителя-логопеда решается комплекс задач:
- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
В ходе консультирования родителям предлагаются результаты логопедических обследований ребенка, обозначаются проблемы речевого развития и семейного воспитания, даются конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставляется методическая литература для повышения логопедической компетенции родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Консультации, рекомендации для педагогов и родителей:
Двадцать простых советов логопеда родителям